ФИЗИКА И ЛИРИКА
Физика. Критерии оценивания ответов на теоретические вопросы.
Оценка «5» ставится за полный и правильный ответ, в котором освещается весь предполагаемый
материал без дополнительных вопросов или с 1-2 дополнительными вопросами; в ответе может быть не более одного недочёта. Обнаруживается понимание связей между явлениями, понятиями, законами физики, их учёт и применение в жизни.
Оценка «4» ставится за полный и правильный ответ на предлагаемый вопрос при двух недочётах или за полный ответ при 2-3 дополнительных вопросах и 1 недочёте. Например, ученик лишь при помощи учителя указал знак проекции ускорения; ошибся в определении размерности величины, но затем исправил на верную единицу измерения. При этом экзаменуемый должен знать законы физики, основные понятия.
Оценки «3» заслуживает правильный в целом ответ при допущении одной грубой ошибки и 1-2 недочётов. К примеру, школьник не смог привести самостоятельно пример нахождения ускорения по графику зависимости скорости равнопеременного движения от времени, но верно ответил на все остальные предлагаемые вопросы.
Оценку «2» ставят в том случае, когда ученик допускает 2-3 грубые ошибки и несколько недочётов. К грубым ошибкам можно отнести такие ошибки как: формулировки, искажающие смысл физических законов; неверно перечисляется перечень характеристик физических процессов и явлений; указывается неверно характер зависимости величин – параметров явлений и тел.
Критерии оценивания выполнения лабораторных опытов.
На «5»: правильно подобрано оборудование для указанной в билете лабораторной работы, обращение с приборами соответствует всем без исключения правилам безопасности, самостоятельно, полно и чётко поставлены цели опыта, составлен план действий, верно рассчитана искомая величина или проверена закономерность, определена (если нужно) цена деления измерительного прибора и погрешность прямых измерений.
На «4»: не вполне рационально подобрано оборудование, сформулирована главная цель опыта, выполнены верно основные измерения и сделан правильный вывод.
На «3»: с помощью учителя собрана установка, цель сформулирована после наводящих вопросов, допущено не более одного нарушения правил обращения с приборами или техники безопасности, но измерения и выводы верны.
На «2»: незнание правил обращения с простейшими физическими приборами, неверное выполнение измерений, отсутствие целенаправленных действий по достижению цели лабораторной работы.
Оценивание решения задач.
За верную запись вопроса и всех данных задачи в единицах системы СИ, правильную запись законов и (или) формул, позволяющих найти искомое, вывод формулы искомой величины в общем виде с дальнейшим подсчётом и верно определённой размерностью ставится «5».
Задача, решённая верно, но с неточностями в переводе величин в единицы системы СИ, или с ошибкой в записи математического расчёта или размерности, оценивается на «4».
Решение задачи неполное, с грубой ошибкой в записи не более чем одной формулы, или определение лишь половины требуемых величин по графику заслуживает оценки «3».
Отсутствие записи вопроса задачи, неверная запись законов и формул, применение формул, не позволяющих найти искомую величину, оценивается на «2».
© Н.А. Шатыгина, 2005–2012.